Туризм и отдых,
30 декабря 1998 г.
Права пассажира 2243 просмотра
Если Вы позвоните в представительство какой-нибудь международной авиакомпании в Санкт-Петербурге и спросите об ответственности перед Пассажиром, то вряд ли получите точный ответ. В представительствах российских авиакомпаний Вы ответ, скорее всего, вообще не получите. Там даже не сразу поймут, о чем вообще Вы спрашиваете, и будут крайне удивлены тем, что российские граждане интересуются не своими обязанностями, а своими правами. И когда Вы им объясните, то услышите что-нибудь вроде: “А Вам зачем это? По телефону мы такую информацию не даем!” Это ложь.
Они не смогут вразумительно объяснить Вам свою ответственность перед Пассажиром, даже если Вы приедете к ним с цветами. Они просто не знают. Не хотят знать. И не хотят, чтобы Вы знали. Потому, что это страшно, если Вы узнаете, и все узнают, что она — ответственность — существует. Им, наверное, не объяснили, что ответственность перед Пассажиром — это хорошо. И они не понимают, что, чем она выше, тем надежнее авиакомпания, тем больше доверия к ней, а, значит, и больше потенциальных пассажиров. Не понимают, что об ответственности нужно рассказывать взахлеб, с восторгом и выражением. Не знают, что основные положения о ней напечатаны на обложках авиабилетов… Они, наверное, не в курсе, что самолеты часто задерживаются и иногда падают… И это лишь один из примеров существования проблемы ответственности.
Где начинается ответственность
Каждая авиакомпания самостоятельно определяет правила перевозки пассажиров и багажа, в соответствии с национальным законодательством. Вместе с тем, между народные авиаперевозки регулируются Варшавской конвенцией 1929 г. “Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок” (с изменениями 1955 года). Она объединила правила, касающиеся перевозочных документов, и определила правила, подпадающие под юрисдикцию органов судебной власти. Варшавская конвенция остается крупным достижением в области унификации частного международного воздушного права, установив также пределы ответственности воздушных перевозчиков. Без таких правил процесс урегулирования претензий носил бы непредсказуемый характер, а риски авиакомпаний остались бы незастрахованными. Время, развитие авиации, различие в государственной политике многих государств, различие социально-экономических условий, программ социального обеспечения, несоответствие стоимости жизни в разных частях мира привело к появлению разнообразных международных соглашений, изменений и дополнений в виде протоколов к Варшавской конвенции, грозящих раздробить и даже развалить всю Варшавскую систему. Новая инициатива ИКАО — Международной организации гражданской авиации (ICAO — International Civil Aviation Organization) и ИАТА — Международной ассоциации воздушного транспорта — направлена на модернизацию Варшавской сис-темы и всесторонний пересмотр всего механизма ответственности за международные перевозки пассажиров. Новый проект предусматривает, в частности, создание двухъярусного режима ответственности за подлежащий компенсации вред, причиненный жизни или здоровью авиапассажиров: максимальный предел ответственности независимо от вины перевозчика и устранение пределов ответственности, возникающей в результате его халатности или небрежности. Предполагается, что компенсация за вред в размере, не превышающем 150 тысяч долларов США, будет производиться на основе принципа объективной ответственности. Это значит, что для выплаты компенсации требуется лишь доказать причинение вреда. Данное положение значительно упростит и сократит процедуры получения компенсации пострадавшими от авиационных происшествий. Новая Конвенция объединит лучшие материалы Варшавской системы и будет принята дипломатической конференцией, созванной Советом ИКАО предположительно уже в 1998 году.
Ответственность авиаперевозчиков сегодня
При международных перевозках ответственность авиакомпаний определяется Варшавской конвенцией 1929 г. (с изменениями 1955 г.), национальным законодательством и международными соглашениями. Ответственность российских авиаперевозчиков на внутренних линиях регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (Глава 40 и Глава 59), вступившим в действие 1 марта 1996 г., Воздушным кодексом Российской Федерации, вступившим в действие 1 апреля 1997 г. и Законом “О защите прав потребителей”.
Жизнь и здоровье пассажира
Ответственность Перевозчика за жизнь и здоровье Пассажира ограничивается во времени периодом перевозки с момента выхода Пассажира на перрон аэропорта для посадки на воздушное судно до момента, когда Пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц Перевозчика покинул перрон аэропорта. Воздушное судно считается находящимся в полете с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки и до момента открытия любой из этих дверей для выгрузки. Воздушное судно является транспортным средством, а значит — источником повышенной опасности, т.е. может выйти из повиновения человеку независимо от его воли. Пассажир, фактически, становится заложником ситуации. Его жизнь и здоровье напрямую зависят от профессионализма Перевозчика. Поэтому Конвенция предусматривает максимальный предел ответственности Перевозчика за жизнь и здоровье Пассажира независимо от вины (ответственность без вины) и снимает этот предел ответственности в случае установленной небрежности, грубой неосторожности или умысла Перевозчика. Перевозчик несет ответственность за жизнь и здоровье Пассажира в период перевозки во всех случаях, за исключением: • если смерть или повреждение здоровья Пассажира явились результатом исключительно состояния его здоровья, умственных или физических кондиций; • если Перевозчик сможет доказать, что им были предприняты все необходимые меры, чтобы избежать смерти, травмы или каких-либо других физических повреждений здоровья Пассажира, или что было невозможно принять такие меры; • если ущерб здоровью Пассажира был причинен имуществом, содержащимся в его собственном багаже или в его ручной клади; • если какой-либо ущерб Пассажиру прямо или косвенно возник из-за необходимости соблюдения Перевозчиком законов, постановлений, правил и предписаний государственных органов той страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка, или вследствие неподконтрольной ему причины; • если Перевозчик докажет, что вред был причинен по вине самого пострадавшего, суд может устранить или ограничить ответственность Перевозчика. При международных перевозках ответственность Перевозчика за жизнь и здоровье каждого Пассажира (ответственность без вины) ограничивается 250 тыс. франков. Это примерно 20 тыс. долларов США (Статья 22 п. 1 Варшавской конвенции). Особым соглашением Перевозчик и Пассажир могут установить и более высокий предел ответственности. При перевозке, когда пункты отправления, назначения или согласованной остановки, или хотя бы один из них находится на территории США, ответственность Перевозчика за смерть или повреждение здоровья Пассажира ограничивается в отношении каждого Пассажира 75 тыс. долларов США (включая судебные расходы) или 58 тыс. долларов США (исключая судебные расходы) и наступает независимо от вины Перевозчика. При доказательстве небрежности или грубой неосторожности Перевозчика на территории США его ответственность возрастает до 100 тыс. долларов. На внутренних авиалиниях Перевозчик отвечает за смерть, ранение или другие телесные повреждения Пассажира на основании законов собственной страны. В России полная ответственность Перевозчика определяется в соответствии с Главой 59 Гражданского кодекса РФ и международными соглашениями. Максимальная ответственность без вины определена Воздушным кодексом РФ — не менее 1 тысячи максимальных размеров оплаты труда на день продажи билета на каждого Пассажира.
Ответственность за багаж
Перевозчик отвечает за утрату или повреждение багажа только на собственных линиях. Тем не менее, что касается зарегистрированного багажа, то Пассажир имеет право выставить иск против его первого или последнего Перевозчика. Перевозчик несет ответственность за повреждение незарегистрированного багажа Пассажира только в том случае, если повреждение вызвано небрежностью Перевозчика. Перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при Пассажире вещей, если не докажет, что их утрата или повреждение произошли вследствие обстоятельств, которые Перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо вследствие умысла Пассажира. Перевозчик несет ответственность за утрату или повреждение багажа, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) Перевозчика или произошли не во время его перевозки. Перевозчик не несет ответственности за утрату, недостачу или порчу незарегистрированного багажа и другого имущества, находящегося при Пассажире, если не будет доказано, что вред был причинен по вине Перевозчика. При международных перевозках ответственность Перевозчика за утрату или повреждение багажа ограничивается: • суммой в 250 франков (20 долларов) за один кг веса зарегистрированного багажа; • размером объявленной ценности багажа, если Пассажир сдал багаж Перевозчику с объявленной ценностью, и Перевозчик не сможет доказать, что она превышает действительно причиненный вред; • суммой в 5 тысяч франков (400 долларов) на каждого пассажира в отношении вещей, оставляемых Пассажиром при себе. Багаж считается утраченным, если при розыске он не обнаружен в течение 21 дня с даты, следующей за той, в которую он должен был прибыть в пункт назначения. В особых случаях сумма претензии должна быть доказана Пассажиром. Указанные пределы ответственности не применяются, если будет доказано, что вред или убытки возникли вследствие умысла или грубой неосторожности Перевозчика. При внутренних перевозках в России ответственность Перевозчика за утрату, недостачу или повреждения багажа ограничивается: • размером объявленной ценности принятого к перевозке багажа с объявлением его ценности; • 2 минимальными размерами оплаты труда (МРОТ) за один кг веса зарегистрированного багажа без объявления его ценности; • размером стоимости утраченных или поврежденных вещей, находящихся при Пассажире, а в случае невозможности ее установления — 10-ю минимальными размерами оплаты труда. Стоимость багажа, а также вещей, находящихся при Пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца, или предусмотренной договором. Если таких сведений нет, то исходят из средней цены на аналогичный товар в том месте, в котором багаж подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было. За просрочку доставки багажа в пункт назначения Перевозчик уплачивает Пассажиру штраф в размере 25 процентов минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50 процентов всей стоимости перевозки багажа, если не докажет, что просрочка явилась результатом действия непреодолимой силы или устранения неисправности воздушного судна, или иных обстоятельств, на зависящих от Перевозчика.
Задержка рейса или изменение маршрута
Никакие обстоятельства — ни метеорологические (погодные) условия, ни технические неисправности воздушного судна, никакие другие причины, за исключением обстоятельств, находящихся вне контроля Перевозчика, не снимают ответственности Перевозчика за доставку Пассажира в пункт назначения, указанный в билете Пассажира, в случаях: • отмены, переноса или задержки рейса; • непредоставления Пассажиру ранее забронированного им места на этот рейс; • отмены остановки по расписанию в пункте, который для Пассажира является пунктом отправления, пересадки (стыковки), остановки в пути по согласованию с Перевозчиком; • вынужденного опоздания Пассажира на пересадочный (стыковочный) рейс, на который у него также забронировано место этим Перевозчиком (если Пассажир сам организует себе пересадку с рейса одного Перевозчика на рейс другого Перевозчика, то он самостоятельно должен учитывать необходимое стыковочное время для пересадки, прохождения досмотра и регистрации, и ответственность за опоздание на стыковку в этом случае Перевозчик не несет); • болезни Пассажира или члена его семьи, следующего с ним на воздушном судне; • неправильного оформления билета Перевозчиком или его агентом. Перевозчик обязан: • доставить Пассажира к месту назначения другим, ближайшим по расписанию, своим рейсом, на котором есть места; • доставить Пассажира к месту назначения своими средствами или с помощью другого Перевозчика, по другому маршруту или наземным транспортом; при этом Перевозчик не вправе требовать от Пассажира никаких доплат в любом случае, и наоборот, обязан вернуть Пассажиру разницу, если стоимость перевозки или затраты измененного маршрута ниже первоначально приобретенного Пассажиром билета; • продлить срок действия билета на время, необходимое для перевозки Пассажира в пункт назначения (без дополнительной оплаты); • предоставить Пассажиру за счет Перевозчика место в гостинице, бесплатное питание и транспорт для доставки Пассажира в гостиницу и в аэропорт в любом пункте вынужденного ожидания рейса; • при вынужденном отказе Пассажира от полета (когда Перевозчик не может по независящим от него обстоятельствам осуществить перевозку), возместить ему полную стоимость билета, если никакие части билета не были использованы, или стоимость оставшейся, невыполненной перевозки; • при добровольном отказе Пассажира от полета возместить ему полную стоимость билета, если никакие части билета не были использованы, или разницу между полной стоимостью и стоимостью выполненной, использованной перевозки, с удержанием соответствующих служебных сборов. Полное или частичное возмещение стоимости перевозки освобождает Перевозчика от дальнейшей ответственности перед Пассажиром. Для получения компенсации (или талонов на питание в ресторане гостиницы или аэропорта) следует обратиться к представителю Перевозчика в аэропорту. Можно также, узнав время задержки, причину задержки и признав ее неуважительной, связанной с нерасторопностью или небрежностью авиакомпании, отправиться в гостиницу самостоятельно, оплатить проживание, питание, трансфер (дорогу от аэропорта до гостиницы и обратно), сохранив все чеки и квитанции об оплате. По прилете в аэропорт назначения Пассажир должен сделать на билете отметку в администрации аэропорта о дате и времени приземления самолета. После этого можно обращаться в авиакомпанию с письменной претензией и с требованием компенсации всех документально подтвержденных расходов. Перевозчик не несет ответственности за непрямой или косвенный ущерб Пассажира, такой, как потеря дохода, ущерб, вызванный прерыванием или уменьшением производства или оборота, потерей ценности товаров, не вызванной перевозкой.
Предел ответственности:
При международных перевозках предел ответственности за задержку рейса определяется правилами авиакомпаний и государственным законодательством страны Перевозчика. Чаще всего он ограничивается возмещением приемлемых затрат Пассажира на удобство (гостиницу), питание, коммуникации (связь) и трансфер в аэропорт и из него. Размер морального ущерба устанавливает суд, если Перевозчик не удовлетворил претензии Пассажира. Предел ответственности ни при каких обстоятельствах не превысит количество доказанного ущерба. При внутренних перевозках в России предел ответственности за задержку рейса ограничивается 25 процентами минимального размера оплаты труда за каждый час задержки, но общий размер неустойки не может превышать 50 процентов всей стоимости перевозки, если Перевозчик не докажет, что задержка произошла по независящим от него причинам.
Авиабилет
Время начала и окончания регистрации билетов и оформления багажа перед вылетом устанавливается Перевозчиком и должно быть указано в билете или другом документе, вручаемом Пассажиру при продаже билета. Если такая информация не была предоставлена, то в случае опоздания на рейс Пассажир имеет право требовать возмещения убытков, возникших в результате непредоставления информации (на основании Статьи 10 Закона “О защите прав потребителей”). Хранить билет нужно до конца поездки. Он может понадобиться для предъявления претензии и ее разрешения. При внутренних перевозках потерянные билеты не восстанавливаются, дубликаты не выдаются, и деньги за билет не возвращаются. При международных перевозках потерянные билеты восстанавливаются. Минимальная необходимая информация для этого — фамилия и имя Пассажира, дата вылета и номер рейса. Проще всего билет восстанавливается, если известен его номер.
Перевозка животных
Перевозка животных разрешена почти всеми авиакомпаниями. О том, какие документы и справки нужно представить для перевозки животного, можно узнать в представительстве авиакомпании, на рейс которой приобретен билет. Перевозчик не несет ответственности за жизнь и здоровье животного, если не будет доказано, что смерть животного или повреждение его здоровья явились результатом грубой неосторожности или умысла Перевозчика.
Страхование ответственности Перевозчика
Страхование ответственности Перевозчика за жизнь и здоровье Пассажира, утрату или повреждение его багажа на международных и внутренних авиалиниях является обязательным. Перевозчик обязан страховать свои рейсы. Страховые суммы по обязательным договорам страхования установлены в размерах пределов ответственности Перевозчика, указанных выше.
Сроки предъявления претензий и исков
Никакие действия не будут предприняты, если Пассажир или его родственники не подадут жалобу или претензию Перевозчику в письменном виде и в установленный срок: При международной перевозке: • немедленно после обнаружения повреждения багажа или, по крайней мере, в течение 7 дней со дня его получения; • в случае задержки багажа — в течение 21 дня с даты начала задержки; • в случае утраты багажа — в течение 18 месяцев. При внутренних перевозках в России претензии и иски к Перевозчику могут быть предъявлены в письменном виде в течение 6 месяцев со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии. Перевозчик обязан рассмотреть претензию в течение 30 дней с момента ее получения. В случае отказа принять и зарегистрировать письменную претензию Пассажир или его родственники могут отправить претензию Перевозчику заказным письмом с уведомлением о вручении. При неполучении Пассажиром ответа на претензию в суд можно обратиться по истечении 45 дней после того, как претензия была вручена Перевозчику. Срок исковой давности при международных перевозках составляет 2 года, а при внутренних воздушных перевозках — 3 года.
В чем состоит моральный вред
Обстоятельства причинения морального вреда можно условно разделить на две группы: • Вред, причиненный поведением Перевозчика — физические и нравственные страдания, причиненные действиями или бездействием Перевозчика. Например, поведением Перевозчика при задержке рейса или после авиационной катастрофы; • Вред, причиненный фактом гибели родственников — физические и нравственные страдания, причиненные утратой родственников.
Как мы можем влиять на ответственность авиаперевозчиков
Прежде чем воспользоваться услугами той или иной авиакомпании, поинтересуйтесь ее ответственностью перед Пассажиром. При возникновении ущерба вопрос о том, какую ответственность понесут виновные, может стать для Вас принципиальным. Прислушайтесь к мнению родных, друзей и знакомых о качестве работы различных авиакомпаний. Анализируйте сообщения прессы. Не прощайте небрежной авиакомпании нарушения Ваших прав и стремление уйти от ответственности. Обеспечивать качество услуг воздушных перевозок и безопасность Пассажиров должно быть выгодней, чем нести расходы на судебные издержки и выплачивать возмещения. Международная ассоциация Пассажиров авиалиний (IAPA) объединяет 150 тысяч действительных и 350 тысяч ассоциированных членов в 200 странах мира. С ней считаются крупнейшие авиакомпании, т.к. от нее во многом зависит общественное мнение об авиаперевозчиках. Российское отделение Ассоциации насчитывает пока лишь немногим более 18 тысяч человек, что явно недостаточно для результативной работы и заметного влияния на ответственность авиаперевозчиков даже на внутренних авиалиниях. Большинство российских граждан предпочитает быстрее забывать о неприятностях, если остались целы. Пострадавшие сражаются в одиночку.
ОХИЧЕВ А. Информация предоставлена Авиационно-транспортным колледжем гражданской авиации, г.Санкт-Петербург
Вся пресса за 30 декабря 1998 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Страховое право, Авиационное страхование, Страхование от несчастных случаев, Страхование ответственности
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 декабря 2024 г.
|
|
Inbusiness.kz, 23 декабря 2024 г.
Российским фейком пугают в домовых чатах павлодарцев
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
АРРФР сообщил о состоянии страхового сектора за 10 месяцев 2024 года
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Страховой компании в удовлетворении требований отказано
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Ограничение банкострахования в Индии не решит проблему недобросовестных продаж
|
|
BezFormata.Ru, 23 декабря 2024 г.
Вологжанин судится с Тинькофф Страхование из-за отказа выплачивать возмещение за сгоревшую машину
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Регуляторы Южной Кореи проведут реформы страхования
|
|
Официальный сайт Законодательного собрания Ростовской области, 23 декабря 2024 г.
15-е заседание ЗС РО: В бюджете ТФОМС на следующий год заложено больше средств на лечение онкозаболеваний и проведение диспансеризации
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Две крупнейшие в мире перестраховочные компании объявляют целевой показатель прибыли на 2025 год
|
|
ПРАЙМ, 23 декабря 2024 г.
ЦБ назвал регионы с наибольшими рисками мошенничества в ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Европа продвигается вперед в вопросе обмена данными, чтобы облегчить бремя финансовой отчетности
|
|
Телеканал Санкт-Петербург, 23 декабря 2024 г.
Мошенничество на дорогах: как автокредиты и КАСКО стали мишенью для аферистов
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Карта рисков подчеркивает эскалацию геополитической напряженности
|
|
За рулем, 23 декабря 2024 г.
Штрафы по ОСАГО через камеры? Вот что отвечают россияне!
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Глобальный объем слияний и поглощений вырастет на 15% в 2024 году
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
100 крупнейших компаний Европы признали нарушения кибербезопасности цепочек поставок
|
|
Казахстанский портал о страховании, 23 декабря 2024 г.
Немецкие страховщики рискуют потерять долю рынка из-за повышения ставок
|
|
Российская газета, 23 декабря 2024 г.
Улетное дело. Мнение эксперта о наказании для пилота в 600 млн рублей за жесткую посадку
|
 Остальные материалы за 23 декабря 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|